[Almaty.ws - Первая Блог Платформа Алматы ]
Главная » 2013 » Июнь » 5 » «Казпотребнадзор» предлагает начать программу по привлечению в Казахстан крупнейших транснациональных компаний
04:49
«Казпотребнадзор» предлагает начать программу по привлечению в Казахстан крупнейших транснациональных компаний

В связи с неэффективностью всех программ развития инновационного обрабатывающего сектора «Казпотребнадзор» предлагает организовать программу по привлечению в Казахстан крупнейших транснациональных компаний – лидеров в различных инновационных сферах производств. В рамках данной программы в страну должны быть привлечены различные компании - от Nike до Microsoft.

За последние годы в Казахстане принято несколько программ по развитию производства инновационных товаров. В их числе: «30 корпоративных лидеров», ФИИР, развитие кластеров и технологических парков и другие. На реализацию каждой из них из государственного бюджета затрачены колоссальные средства: в 2012 году только на ФИИР выделено 842 млрд. тенге, то есть почти 14% бюджета.

Однако Казахстан не избавился от сырьевой зависимости – более того, с каждым годом она только усиливается. В 2012 году объем промышленной продукции по сравнению с 2011 годом упал более чем на 3%, объем продукции обрабатывающей промышленности снизился на 7%. Имеются многочисленные случаи, когда новые заводы закрывались, не успев начать работать, и в последствие объявлялись банкротами. Самый тиражируемый подобный пример - провал проектов «Силициум Казахстан» и «Биохим».

При реализации всех рассматриваемых программ полностью отсутствуют прозрачные объективные механизмы контроля над деятельностью предприятий после введения их в эксплуатацию.Сейчас никто не может сказать какой процент от построенных заводов вышел на проектную мощность, а сколько проектов оказалось провалено.

Система работает таким образом, что для разработчиков программ главное отчитаться в успешном введении предприятий в эксплуатацию, а эффективность их дальнейшей работы по факту не имеет никакого значения.

Примечательно, что «ответственность» за реализацию очередных программ возлагается на тех же персон, которые занимались предыдущими проектами и по факту завалили их. Речь в данном случае идет в первую очередь о Кайрате Келимбетове и Асете Исекешеве. «Казпотребнадзор» намерен в ближайшем будущем заняться мониторингом эффективности завершившихся, продолжающихся и будущих программ, куда вкладываются средства налогоплательщиков. Вся информацию о каждом из проектов будет выкладываться на специализированном интернет-сайте с детальным анализом эффективности расходования средств. Таким образом, будет выстроена система общественного контроля.

В связи с описанной ситуацией «Казпотребнадзор» предлагает кардинально пересмотреть формат работ по повышению доли инновационных производств в структуре экономики Казахстана. В частности предлагается взамен всех существующих неэффективных программ организовать программу по привлечению в Казахстан крупнейших транснациональных компаний – лидеров в различных инновационных сферах производств. В рамках данной программы в страну должны быть привлечены самые разные компании, от Nike до Microsoft.

Учитываю тенденцию быстрого роста средних заработных плат в Китае, реализация данного предложения вполне реальна. По официальным данным, средняя заработная плата в КНР (по данным на август 2012 года – $620) лишь немного ниже, чем в Казахстане (около $700). Против Китая работает также фактор наличия множества стран-конкурентов, находящихся в непосредственной близости от его границ и имеющих выход к морю.Казахстан же может стать своеобразным «индустриальным оазисом» в самом центре евразийского континента и перемещать свои товары альтернативным сухопутным способом.

Данное предложение особенно актуально в контексте:

  1. создания ТС и ЕЭП с общим рынком почти 200 млн. человек и серьезным потенциалом расширения. Помимо доступа к рынкам стран-партнеров Казахстан, в связи с созданием ЕЭП, фактически получил сухопутную границу с Европейским союзом через Белоруссию. Реализация программы позволит использовать это конкурентное преимущество.
  2. предстоящего завершения строительства современной автодороги Западная Европа – Западный Китай. Новые предприятия целесообразно размещать в непосредственной близости от новой дороги, в различных регионах Казахстана.

Для привлекаемых компаний должны быть созданы самые лучшие в мире условия:

  1. полное освобождение от налогов на 10-20 лет;
  2. предоставление земельных участков и проведение коммуникаций за счет государства;
  3. обеспечение логистикой;
  4. обучение казахстанских кадров за рубежом для нужд таких компаний;
  5. особые условия для привлечения зарубежных кадров;
  6. гарантии стабильности условий контрактов в течение 50 лет.

Условия должны быть таковы, чтобы все без исключения мировые бренды захотели, во что бы то ни было открыть свои производства в Казахстане.

Для наибольшей заинтересованности мировых брендов в работе в Казахстане можно также предусмотреть для них своеобразные аналог соглашений о разделе продукции (СРП) на принципах, действующих в сырьевой сфере. Суть заключается в том, что компания не платит налогов в бюджет страны до тех пор, пока ее выручка не покроет затраты на строительство завода.

В свою очередь на компании должны быть возложены серьезные обязательства по развитию производства в Казахстане:

  1. налаживание полного цикла;
  2. план наращивания объемов продукции, которого она должна непременно придерживаться;
  3. обязательство продолжить производство продукции в Казахстане по истечению льготного налогового периода.

В каждой сфере, право работы на льготных условиях в Казахстане должно предоставляться только одной компании. Приоритет должен отдаваться компаниям:

  1. имеющим наилучшее положение на мировом рынке;
  2. использующим передовые разработки в сфере высоких технологий и развития производства;
  3. предоставившим наиболее амбициозные планы по развитию производства свое продукции в Казахстане.

Таким образом, в Казахстане будет начато производство самых лучших брендов: если автомобили, то Toyota; если фотоаппараты, то Canon; если часы, то Casio и т.д.

Реализация инициативы уже в среднесрочной перспективе позволит полностью решить проблему скрытой безработицы (самозянятых). Более того, вполне вероятно, что Казахстан ощутит реальную нехватку кадров и начнет программу по привлечению низкоквалифицированных специалистов из-за рубежа (по примеру арабских стран).

Необходимым условием для реализации предложения должен быть контроль казахстанских органов за коррупцией при определении компаний-победителей. Этому будет способствовать полная прозрачность процедуры определения победителя и условий, на которых они готовы работать.

При этом государству не придется затрачивать значительных средств на строительство объектов и разработку передовых технологий. Все это будет делаться за счет иностранных компаний. Таким образом, у государства фактически не будет, каких бы то ни было рисков.

Спустя 10 лет, в Казахстане будет производиться буквально все, причем самого высокого качества. Развитие инновационного производственного сектора окажет положительный эффект на развитие экономики страны в целом и в особенности на банковский сектор.

Первоначально (в первые 10-20 лет), за счет освобождения компаний от налогов страна не будет получать материальной выгоды от работы компаний в Казахстане, однако после, бюджет страны будет в значительной степени формироваться за счет налоговых поступлений со стороны компаний инновационного сектора. Таким образом, страна обеспечит себя доходами на будущее, когда в Казахстане закончится нефть.

Категория: Экономика и бизнес | Просмотров: 894 | Добавил: businesslady | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]