16:17 Идея: Казахский язык за 1-2 месяца “Дом Казахского Языка” |
1.Описание
проблемы:
Незнание государственного языка: Прошло 20 лет как Казахстан получил Независимость, но большая часть казахов до сих пор не знают своего родного языка, не говоря уже о гражданах не коренной (титульной) национальности, которые не говорят на государственном языке. Не эффективность программ по обучению казахского языка: Огромные суммы выделяются на обучения казахскому языку в бюджетных организациях и на создания учебных бумажных и электронных пособий. Но эффект не очень большой. Молодые кадры и педагоги из аулов без жилья: Многие молодые люди из аулов окончив ВУЗ на педагогов не могут найти способ получить себе жилье в большом городе (конечно кроме каббалистической системы ипотеки). 2. Цели идеи: Обучить казахскому языку желающих и гос служащих эффективным способом погружения в среду. 3. Описание предлагаемого решения: Давно известно, что погружаясь в среду изучаемого языка, человек может выучить язык на бытовом уровне, а то выше за 1-2 месяца. Сейчас годами в школах и университетах учат разным языкам и в основном нет толка. Остается языковой барьер и нехватка практики для начального толчка. А уехав за рубеж на месяц или два оказавшись в среде, где человек не может общаться на своем языке, так как его там никто не поймет. И ему приходится пытаться говорить на иностранном языке, хотя бы для того, чтобы "купить хлеб в магазине”. В обществе уже предлагались идеи отправлять гос служащих в далекие аулы на несколько месяцев с полным погружением в среду. Идея хороша, но не каждый городской житель захочет жить в аульских условиях, да и человек будет оторван от работы, что не выгодно работодателю. Автором идеи предлагается создать дома на основе общежитий, интернатов или других специальных построенных зданий или построить специально дома – назвать их "Дома Казахского языка” или именем автора идеи. Где в одну комнату заселить на определенное время нуждающегося в жилье педагога – носителя казахского языка. И к нему заселять человека, кто хочет выучить казахский язык на 1-2 месяца. Назовем обучающего - Наставник, а обучаемого - Ученик. Наставник и Ученик приходят домой(в комнату/квартиру в Доме Казахского языка) вечером после своей работы. Умываются, располагаются, готовят кушать, пьют чай и ужинают. и занимаются своими вечерними делами, но при этом всегда общаются на казахском языке. Наставник даже если знает хорошо русский язык должен стараться всегда общаться на казахском. Ученик должен понимать что раз пришел в Дом, то должен говорить на казахском, чтобы выучить язык. Возможно заранее подготовить легкие учебные методики для Наставников, но желательно чтобы Наставник больше импровизировал и говорил реальные разговорные выражения. Возможно кроме бытового общения, необходимо чтобы Наставник обучал по какой то программе по часу в день. Например, давал задания прочесть Книгу "Абай жолы” со словарем на полчаса, а остальные полчаса общался с ним или слушал Ученика пере рассказ по книге. Ученик должен именно жить и ночевать в этой квартире или комнате. Чтобы он не тратил время на поездки домой. Разговоры перед сном с Наставником тоже очень эффективны. Женщины-ученики живут у наставников-женщин, и соответственно мужчины-ученики с мужчинами-наставников. Программу погружения в среду можно рассчитать на 1-3 месяца в зависимости от возможностей Ученика или желания до какой степени он хочет его выучить. Специальная созданная Комиссия из педагогов в каждом Доме Казахского языка в конце месяца или в конце программы должна проверять успехи Ученика. Если у Учеников у одного Наставника не получается следует найти причину или заменить Наставника, то есть уволить. Гос служащих можно каждый год отправлять на данную учебу. Результаты аттестации могут влиять на заработную плату. Оснащение квартиры или комнаты. Необходимо основные простые удобства для жизни: кухня, столы, стулья, кресла, шкафы, телевизор, холодильник, компьютер. Можно общие кухни, если это комната как в общежитии. Где например, можно будет общаться с другими Учениками или другими Наставниками на казахском языке. Можно организовать общую столовую. Телевизор в квартире должен быть подключен только к казахским каналам. Возможно на 1 этаже здания создать библиотеку книг казахской литературы. Создать запрет использования Интернета. Или же те компьютеры, которые в комнатах, должны выходить только на сайты казахского языка. Возможно отпускать Ученика 1 раз в неделю или 1 раз в 2 недели домой к свое семье при его желании. Но кто хочет выучить он скорее всего не будет ездить домой. Или например, он может забежать домой днем в свободное от работы время. В таком Доме обязательно должен быть Комендант(Директор) и Вахтер. Желательно не отпускать Учеников вечером куда-либо уходить, или только с разрешения Коменданта и записывать уход и приход. Ученик может принести из дома свою одежду и другие вещи, но не в большом количестве, чтобы не мешать жить Наставнику. Как выбирается Наставник для этого? Необходимо чтобы в этой программе участвовал Психолог-Куратор, который знал всех принятых на "работу” Наставников и знал их характер и возможности. То есть, он предварительно должен отобрать Наставников и заселить в комнаты. С Наставником составляется Договор. Его работа не оплачивается, так как ему дается жилье, на оговоренный срок. Затем Психолог-Куратор ново приходящих Учеников приставлял к Наставникам исходя из характеров, социального слоя и тд обоих. Наставник будет мотивирован обучать и общаться с Учеником, так как он будет бояться потерять жилье. Желательно брать Наставника, кто плохо знает русский язык. Психологу-Куратору надо брать в Наставники культурного и интеллектуального человека, который разговаривает на казахском языке чисто и не ругается матом. Наставнику необходимо чтобы он требовал от Ученика говорить на казахском языке, заходил в казахский Интернет, читал только казахские книги и тд по крайней мере пока он находится в этом Доме Казахского Языка. Как выбирается Ученик? Необходимо проводить конкурсный отбор, чтобы убедиться что желающий обучаться сильно хочет научиться языку. Или если это гос служащий, то он будет обучаться в порядке очереди и в обязательном порядке. Возможны разные конфликтные ситуации между Учеником и Наставником. Психолог-куратор на этапе отбора Наставника должен отобрать не конфликтного человека. В случае конфликта просто меняют Наставника и к ученику приставляют другого Наставника. 4. Анализ текущей ситуации по решаемой теме; Текущая ситуация по решаемой теме в со стороны проблем была уже описана в "Описании проблем”. Проект только на этапе идеи и была предложена на данный конкурс. При должном внимании к проблемам и решению этих проблем данной темы со стороны Государства и Акционерного Общества "Самрук-Казына” и выделении финансировании все проблемы могут решиться легко. Знание казахского языка это очень важный вопрос национальной целостности и безопасности казахов как народа. 5. Предложенные методы и инструменты реализации: Создается программа Государства совместно с субъектами строительной сферы, где будут строиться "Дома Казахского языка”. Или же будут переделываться общежития или достраиваться не достроенные дома, которые в принципе есть в каждом городе Казахстана. Затем в каждом городе создается комитет казахского языка или на основе готового комитета создается орган который будет управлять процессом работы данных Домов Казахского языка в каждом городе. В каждом городе можно построить от 1 до 10 домов в зависимости от желающих обучатся казахскому языку. Но учитывая то, что люди, кто занимает посты государственной службы в обязательном порядке должны знать казахский язык, то желающих будет много. Берутся на работу коменданты, психологи, библиотекари, системные администраторы и другой обслуживающий персонал. А педагогов казахских школ и университетов берут как Наставников и дается им это жилье на условиях что они будут жить с Учениками и будут их обучать в свободной форме и(или) по программе. 6.Планы и сроки реализации идеи: Планы можно прописать после просчета ТЭО и Бизнес-плана профессиональными экономистами. Дома Казахского языка можно построить по Казахстану от 3 месяцев до 5 лет в каждом городе Казахстана. 7.Финансовые/экономические показатели идеи: Думаю, на вопрос национальной целостности и безопасности казахов, которые решает знание родного казахского языка, нельзя экономить деньги даже, если это будет в убыток Государству. Конечно же к вопросу нужно подходить со стороны с максимальной эффективности при финансовых затратах. Но как говорилось выше, сейчас уже много финансов уходит итак на обучение граждан Казахстана на изучения казахского языка без какого-либо эффекта. А данный предложенный метод с погружения в среду даст лучшие результаты. Автор: Бекбаганбетов Калыбек Идея была предложена на конкурс «Инновационный Казахстан» среди молодежи, студентов и молодых предпринимателей, посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан |
|
Всего комментариев: 0 | |