И вот снова я пишу о балете=))))))Еще один из моих любимых балетов. Самый первый балет, который я посмотрела это был "Бахчисарайский фонтан" Ну по идее он первый в моей памяти...в детстве меня водили на детские спектакли. но что-то я не помню=)))))Зато оперу " Абай" помню отлично!!! Точнее не оперу. а спектакль, пьеса. Проходил он в Казахском государственном академическом театре драмы имени Мухтара Ауэзова. Ничего тогда не поняла(мне было лет 8 наверное)))))Но гордо всем заявляла, что смотрела "Абая"=)))Кстати, а там выступал отец))НО, он не актер)))) Ходила я на этот балет множество раз, и всегда как в первый раз=)))Не мудрено ведь в балете танцевала одну из ведущих партий (Зарема) моя мама. И последний свой спектакль мама танцевала именно "Бахчисарайский фонтан"=))) БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН
Балет в 4-актах. Музыка Бориса Асафьева. Либретто Николая Волкова по поэме А.С. Пушкина. Хореография Ростислава Захарова. Постановка 1934 года.
Режиссер: Сергей Радлов Декорации и костюмы: Валентина Ходасевич Мировая премьера: 28 сентября 1934 года, Театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский), Ленинград Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут
ПРОЛОГ В глубокой задумчивости сидит хан Гирей у "Фонтана слёз", возвигнутого в память Марии.
АКТ ПЕРВЫЙ В старинном замке празднуется день рождения Марии, дочери знатного польского феодала. Появляются Мария и Вацлав, её жених. Они счастливы. Крадучись, никем не замеченный, пробирается по аллее татарский лазутчик. Широко распахиваются двери замка. Под звуки полонеза в парк спускаются гости. В первой паре шествует хозяин с красавицей-дочерью. Полонез сменяется краковяком и мазуркой. Танцы гостей внезапно прерваны появлением раненого начальника стражи. Он сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить натиск врагов. Горит подожжённый замок. В смертельной схватке с врагами гибнут его защитники. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос кровавой битвы, но им преграждает дорогу предводитель набега - крымский хан Гирей. Вацлав бросается на него, но тут же падает сраженный кинжалом. Хан срывает с Марии шарф и застывает поражённый её красотой.
АКТ ВТОРОЙ Гарем великого хана Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц - любимая жена Гирея Зарема. Слышны звуки воинственной музыки Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят пленную Марию. Гирей входит в гарем. Он задумчив. Напрасно Зарема пытается развлечь хана. Он не замечает Заремы. Но вот на лице хана вспыхивает радость, и Зарема видит, как через зал служанка проводит новую пленницу - польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея. Тщетно наложницы пытаются развеселить своего властелина, тщетно надеется Зарема вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан Гирей уходит. Зарема падает без чувств.
АКТ ТРЕТИЙ Роскошная опочивальня. Здесь, охраняемая старой прислужницей, томится прекрасная пленница хана. Только одна лютня напоминает Марии о прежней жизни, свободе, о былом счастье. В памяти возникает целый мир воспоминаний о родном доме и о Вацлаве. Её мечты нарушает приход Гирея. Он молит девушку принять его смиренную любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и отвращение к Гирею, убившему её любимого, родных и друзей. Духовная сила Марии, гордая неприступность хрупкой и беззащитной девушки заставляют Гирея отступить. Он удаляется. Ночью в опочивальню Марии проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью, требует, чтобы она оттолкнула от себя Гирея, вернула Зареме его любовь. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает её. Зарема замечает тюбетейку Гирея, забытую им при объяснении с Марией. Значит, Гирей был здесь. Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом. Вбегает Гирей, но поздно : Зарема убивает Марию.
АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ Двор во дворце хана Гирея. В молчаливом раболепии окружают Гирея степные кочевники, воины и рабы. Ничто не радует и не волнует хана: ни возвращение татар с богатой добычей, ни новые прекрасные пленницы. Зарему ведут к месту казни. По знаку Гирея её бросают в пропасть. Любимый военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум. Но воинственные, буйные пляски не приносят забвения.
ЭПИЛОГ Хан Гирей у "Фонтана слёз". Вереницей бегут воспоминания, снова и снова воскрешая образы Марии и Заремы.
|