16:03 Цены на пассажирские перевозки растут на фоне рекордной прибыли КТЖ | |
В канун новогодних праздников Национальная компания АО «Қазақстан Темір Жолы» (КТЖ) сделала казахстанцам весьма своеобразный подарок – сообщила о повышении тарифов на перевозку пассажиров на 12%. С позиции компании время для непопулярной меры было выбрано идеально – казахстанцы были увлечены подготовкой к празднованию Нового года и почти не обратили внимания на рост тарифов. Компания мотивирует повышение необходимостью снижения убыточности пассажирских перевозок. При этом через два дня после вступления новых тарифов в силу, руководство КТЖ отчиталось о внушительной ожидаемой чистой прибыли нацкомпании – 117 млрд. тенге (около 780 млн. долларов). Это почти в два раза больше, чем в 2008 году. В результате получается двусмысленная ситуация – нацкомпания рапортует о росте чистой прибыли и одновременно поднимает тарифы на свои услуги для населения. Подобная практика становится для нацкомпаний привычной. Субъекты естественных монополий, входящие в ФНБ «Самрук-Казына» с одобрения контролирующего органа повышают тарифы для населения на услуги первой необходимости. При этом из вида упускается тот важный факт, что контрольных пакет этих компаний принадлежит государству, то есть Народу Казахстана. Тем не менее, они действуют как типичные коммерческие структуры, ориентированные, в первую очередь на получение прибыли. «Казпотребнадзор» считает такую практику недопустимой и напоминает председателю АРЕМ Мурату Оспанову, председателю ФНБ «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву, президенту АО «Қазақстан Темір Жолы» Аскару Мамину и руководству других нацкомпаний о том, что они получают свои внушительные заработные платы из «кармана» Народа Казахстана. Это обязывает их действовать в первую очередь в интересах потребителей! Важность железнодорожного транспорта для Казахстана сложно переоценить. Огромная территория, низкая плотность населения, неудовлетворительное состояние междугородних автомобильных дорог и другие факторы обуславливают высочайшую социальную важность пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Это подтверждает тот факт, что за 2012 год железнодорожным транспортом перевезено около 24 млн. пассажиров. При этом объем ж/д перевозок пассажиров неуклонно растет, начиная с 2008 года. Если исходить из того, что средняя стоимость ж/д билета равна 7500 тенге, то общая сумма их продаж в 2012 году составила около 180 млрд. тенге. Таким образом,произошедшее увеличение стоимости пассажирских перевозок на 12%, позволит КТЖ увеличить доходность от пассажирских перевозок как минимум на 20 млрд. тенге (133 млн. долларов). АО «Пассажирские перевозки» в информационном сообщении для прессы по понятным причинам умалчивает о том, что предыдущее повышение тарифа произошло менее года назад. Напомним, что 1 апреля 2012 года тарифы на пассажирские перевозки были повышены на 10%. Таким образом, рост тарифов на ж/д билеты существенно опережает уровень инфляции.В 2011 году по данным Агентства по статистике доход от перевозок пассажирским железнодорожным междугородним транспортом составил более 66 млрд. тенге. Для сравнения в 2006 году аналогичный показатель составлял всего 40 млрд. тенге. Таким образом, за 5 лет прибыль выросла примерно на 40%. На сайте уполномоченного органа, к сожалению, отсутствует статистика за 2012 год, однако учитывая имеющуюся тенденцию роста, и тот факт, что в апреле прошлого года тариф уже поднимался на 10%, вероятно прибыль тоже заметно увеличилась. Из представленных цифр видно, что пассажирские перевозки приносят КТЖ заметную прибыль. В этой связи вызывает недоумение заявление КТЖ об убыточности пассажирских перевозок. Хотя и следует признать, что она значительно меньше, чем доход от грузоперевозок – более 601 млрд. тенге в 2011 году. Таким образом, у компании есть возможность компенсировать сравнительно невысокую рентабельность пассажирских перевозок за счет сверхдоходов от перевозки грузов. Такой принцип позволит обновлять подвижной состав без ущерба для интересов потребителей. Кроме того, «Казпотребнадзор» предлагает нацкомпаниям получать дополнительную прибыль за счет оказания необязательных платных услуг. Например, для увеличения прибыли ОО «Пассажирские перевозки» предлагается:
На данном этапе КТЖ по советскому опыту использует для получения дополнительной прибыли только вагоны-рестораны и не пытается извлечь прибыль за счет оказания дополнительных платных услуг.
Приведенные меры в совокупности с увеличением контроля над незаконными продажами мест в вагонах привели бы к увеличению доходности от пассажирских перевозок на 30-35%, что позволило бы не только не повышать тарифы из года в год, а даже снизить их. | |
|
Всего комментариев: 0 | |