04:59 Антирейтинг областей РК по темпам развития животноводства | |
Средний показатель падения по республике по всем видам скота за годы независимости составил 45,1%. Критическая динамика фиксируется преимущественно в северных и центральных областях. Лидером антирейтинга стала Акмолинская область, где средний процент снижения поголовья скота относительно советского уровня составил 75%. С высоких правительственных трибун регулярно декларируется цель развития животноводства и увеличения поголовья скота. На нее ежегодно выделяются миллиарды тенге. В феврале текущего года была принята программа «Агробизнес-2020», в рамках которой в ближайшие 7 лет в сферу сельского хозяйства будет инвестировано 3 трлн. тенге (около 20 млрд. долларов). Исходя из опыта реализации подобного рода программ, высока вероятность, что миллиарды средств налогоплательщиков будут израсходованы неэффективно, а сфера сельского хозяйства продолжит прибывать в удручающем положении. Не смотря на многомиллиардные государственные субсидии, Казахстану не удается даже приблизиться к советским показателям. В связи с этим исследовательское агентство «Рейтинг.kz» и общественное объединение «Казпотребнадзор» составили антирейтинг развития животноводства по областям страны. Формат антирейтинга был выбран по причине отрицательных результатов развития животноводческой отрасли в большинстве областей за период независимости. Результаты исследования могут использоваться для определения приоритетов развития животноводческой отрасли с учетом имеющихся традиций в той или иной области. Результаты ранжированияКак показывают результаты исследования, численность поголовья скота в республике снизилась по всем рассматриваемым группам скота: КРС – на 41,9%; • МРС – на 49,9%; Птицы – на 43,6%. Ситуация по республике. Средний показатель падения по республике по трем видам скота составил 45,1%. В 12 из 14 областей за период независимости произошло снижение среднего показателя отражающего динамику изменения численности скота. Исключение составляют только Южно-Казахстанская и Мангистауская области. Рост в этих областях достигнут в основном за счет роста поголовья отдельных видов скота и сравнительно низких исходных показателях. Критическая динамика снижения численности скота фиксируется преимущественно в северных и центральных областях. Отчасти это можно объяснить существенным снижением численности населения в указанных регионах за период независимости. КРС. Снижение поголовья КРС за период независимости произошло в 9 из 14 областей республики. Примечательно, что положительные показатели изменения поголовья КРС достигнуты только в южных и западных областях. Критическая ситуация сложилась преимущественно в северном и центральном регионе, а также в Западно-Казахстанской области. Здесь падение поголовье составило от 48% и более. МРС. Численность МРС за период независимости в процентном соотношении снизилась еще более существенно, чем численность КРС и птицы. Из этого можно сделать вывод, что Казахстан утрачивает многовековые традиции выращивания овец. Лидером антирейтинга по изменению численности овец и коз является Акмолинская область. Более чем в два раза численность МРС сократилась в 8 областях республики. Рост численности мелкого рогатого скота относительно советского уровня фиксируется только в Мангистауской области. Однако данный показатель незначительно влияет на общую картину по республике в связи с низкой абсолютной численность МРС в данной области. Птицы. За годы независимости поголовье птицы снизилось в 13 из 14 областях республики. При этом в большинстве из них падение составило более 50 %. Отдельно следует выделить лидера антирейтинга: В Мангистауской области на данный момент осталось менее 2% птицы относительно советского уровня. И это несмотря на беспрецедентный рост численности населения за годы независимости. Немногим лучше ситуация в Кызылординской и Павлодарской областях. Только в Северо-Казахстанской области фиксируются показатели существенно выше, чем в советский период. Однако перспективы развития птицеводства в области вызывают серьезные сомнения в связи с активным демпингом со стороны российских конкурентов. ВыводыНаблюдающийся в последние годы рост поголовья скота не позволяет Казахстану в среднесрочной перспективе хотя бы приблизиться к советским показателям. Государственные программы, направленные на улучшения ситуации в сфере животноводства работают крайне неэффективно. И это несмотря на то, что фундаментальная суть большинства из них является безапелляционной. Соответственно основная проблема заключается в низком качестве исполнения и отсутствии должной организационной базы. Это является «заслугой» Министерства сельского хозяйства и его главы Асылжана Мамытбекова, так и многочисленных квазигосудасртвенных структур, ответственных за развитие сферы. В контексте отсутствия структурных преобразований в составе руководства отрасли, колоссальные инвестиции в отрасль, запланированные на ближайшие годы не имеют никакого смысла. Наибольшее снижение поголовья скота относительно советских показателей произошло в северных и центральных областях республики. Особенно следует выделить Акмолинскую область, где средний процент снижения поголовья скота относительно советского уровня составил 75%. Примечательно, что в этих же регионах фиксируется значительное снижение численности населения относительно советского уровня. Таким образом, можно сделать вывод о наличии зависимости между численностью населения и поголовьем скота. Однако очевидно, что изменение численности населения – далеко не единственная причина изменения численности поголовья скота. Об этом свидетельствует к примеру ситуация в Мангистауской области. Несмотря на беспрецедентный рост численности населения области, поголовье птицы здесь упало практически до нуля. Среди других причин снижения поголовья скота следует выделить следующие:
Следствием двух последних препятствий является низкая рентабельность животноводческой сферы и отсутствие заинтересованности предпринимателей во вложении средств. Распределение государственных субсидий носит непрозрачный характер. Это является основной причиной в эффективности их освоения. РекомендацииС учетом вышеизложенных данных и выводов предлагается: Приостановить программу «Агробизнес-2020» до введения прозрачных механизмов ее реализации и количественных критериев оценки эффективности деятельности высокопоставленных чиновников, ответственных за распределение средств выделяемых в рамках программы. Все результаты выше обозначенных оценок должны размещаться в открытом доступе на сайте компетентного органа и его структурных подразделений, а также рассылаться по базе республиканских СМИ. Непременным условием, соблюдаемым по ходу принятия и реализации подобного рода программ должен стать реальный общественный контроль. Возможность для его осуществления должны иметь все без исключения организации и отдельные граждане, а не как сейчас только «аккредитованные» (фактически «прикормленные») НПО. Кроме того необходимо совершенствовать систему отбора и утверждения независимых директоров, которые сейчас таковыми по факту не являются. Делать приоритет на развитие животноводства вобластях, где произошло наибольшее снижение поголовья скота. Во всех без исключения областях произошло сильное снижение поголовья того или иного вида скота относительно советского уровня. Однако там все еще сохраняются определенные традиции, рациональное использование которых позволит создать мультипликационный эффект в развитии животноводства. Распространить практику выдачи государственных кредитов крестьянам в живом виде (в виде скота) под 2-5% годовых. При этом необходимо обеспечить, чтобы скот доставался только действительно заинтересованным крестьянам. В противном случае, существует риск, что недобросовестные граждане будут пользоваться своим статусом самозанятых и пускать скот, взятый в кредит под нож. Расширить сети заготконтор. На данном этапе большинство мелких фермеров не имеют возможности самостоятельно доставлять на рынки сбыта и реализовывать свою продукцию. Они вынуждены прибегать к услугам посредников, которые закупают продукцию у сельхозпроизводителей часто ниже уровня себестоимости. Восстановление практики работы заготконтор позволит включить маржу посредников в доход крестьян. При этом закупочные цены должны устанавливаться на центральном уровне и быть фиксированными во избежание случаев превышения своих полномочий сотрудниками заготконтор. Развить кормовую базу. Попыткам резкого увеличения поголовья скота в том или ином районе должна непременно предшествовать стадия создания соответствующей кормовой базой. В настоящее время, часто оказывается, что племенной скот, привезенный из-за рубежа нечем кормить. Необходимо, чтобы политика ценообразования на корма была прозрачной и контролировалась как уполномоченными государственными органами, так и самими фермерами. Восстановить селекционной работы. Попытки улучшения качества поголовья КРС, за счет ввоза племенного скота показывают сравнительно низкую эффективность. «Заморские буренки» плохо адаптируются к местным климатическим условиям и условиям содержания. Между тем, в Казахстане имеются значительные практически утраченные традиции выведения своих специфических пород скота. Таким образом, вложение средств в селекционную работу является намного более эффективным способом повышения качества скота, чем массовых ввоз скота из-за рубежа. Снизить налоговую нагрузку для крестьянских хозяйств. Для привлечения капиталовложений в сферу и снижения срока возврата инвестиций необходимо введение нормы об освобождении крестьян, от какой бы то ни было нагрузки до вступления в ВТО. В настоящее время, профильный орган действует в противоположенном направлении, выдумывая новые налоги. В частности около года назад было объявлено о введении налога на навоз. Стоит отметить, что эффективная реализация вышеприведенных мер позволит не только улучшить ситуацию в сельском хозяйстве, но и решить две другие актуальнейшие проблемы. Во-первых, снять проблему неадекватно быстрого роста численности населения городов. Это в свою очередь позволит:
Во-вторых, существенно продвинуться в процессе обеспечения продовольственной безопасность в республике (важнейшая составляющая национальной безопасности). «Казпотребнадзор» намерен в дальнейшем продолжать оценивать положение дел в сельском хозяйстве. Следующим исследованием в серии станет оценка динамики изменения площади посевных культур и объема различных зерновых, собираемых в Казахстане. Методология. Для ранжирования областей были использованы официальные данные о поголовье скота с сайта Агентства РК по статистике. Анализу подверглись данные о поголовье крупнорогатого скота (КРС), овец и коз (МРС), а также птицы за январь 1991 и январь 2013 года. Процесс сопоставления данных был осложнен изменением административно-территориального деления республики. Как известно в 1997 году число областей было сокращено с 19 до 14. Для адекватного сопоставления показателей за 1991 год по объединенным областям (например, Восточно-казахстанской и Семипалатинской) численность скота в них суммировалась. Показатели по Тургайской области, которая была разделена между Акмолинской и Костанайской областями делились в равной пропорции между соответствующими областями. Это привело к незначительному искажению данных за 1991 год. Однако рассматриваемая погрешность не существенно повлияла на итоговые результаты ранжирования. | |
|
Всего комментариев: 0 | |