22:25 Рейтинг эффективности государственной элиты Казахстана | |
Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» составило рейтинг эффективности государственной элиты Казахстана, направленный на выявление эффективных и неэффективных руководителей органов власти республиканского и регионального уровня. Главным критерием для оценки стали управленческие качества и способности данных лиц выполнять возложенные на них обязанности вопреки отмеченным выше критическим тенденциям и вызовам и, более того, работать на их устранение. 20 самых неэффективных чиновниковПрежде всего, ИА «Рейтинг.kz» решило обратить внимание на тех высокопоставленных чиновников, чья деятельность в 2012 году носила наиболее неэффективный, с точки зрения указанного критерия, характер. Таковыми с учетом нижеследующих факторов были признаны: Факторы неэффективности представителей государственной элиты РК1 Григорий Марченко, председатель Национального банка ● Выступление с инициативой повышения пенсионного возраста для женщин, что вызвало сильную напряженность в обществе ● Критическая ситуация в системе накопительных пенсионных фондов ● Ненадлежащее выполнение поручения Президента РК по стабилизации ситуации в БТА и Альянс банках ● Неспособность Нацбанка осуществлять должный контроль за банками второго уровня в целях обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг 2 Калмуханбет Касымов, министр внутренних дел ● Критические итоги аттестации личного состава МВД РК с признанием 10700 сотрудников несоответствующими занимаемой должности ● Первое место МВД РК по уровню коррупции (по оценкам Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан») ● Необъективные подходы в процессе расследования «громких» дел ● Неэффективная борьба полиции с терроризмом и эктремизмом ● Неспособность оперативно и адекватно реагировать на слухи, непроверенные данные и «вбросы» информации о ходе и подробностях резонансных чрезвычайных происшествий 3 Асылжан Мамытбеков, министр сельского хозяйства ● Жесткая критика со стороны Президента РК в январе 2012 года ● Жесткая критика со стороны парламентариев в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента в сентябре 2012 года ● Второе место МСХ РК по уровню коррупции (по оценкам Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан») ● Провал в реализации программы по развитию животноводства ● Резкое снижение, по сравнению с 2011 годом, урожая зерновых, овощных культур и картофеля ● Провал работы по обеспечению экспорта зерна урожая 2011 года на внешний рынок 4 Мурат Оспанов, председатель Агентства по регулированию естественных монополий ● Критика работы АРЕМ со стороны Президента РК в январе 2012 года, включая отсутствие полноценной работы по защите прав потребителей ● Жесткая критика со стороны парламентариев в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента в апреле 2012 года ● Осуществление деятельности АРЕМ фактически в интересах монополистов, следствием чего стало необоснованное повышение цен на коммунальные услуги, ГСМ и пассажирские перевозки железнодорожным и авиа транспортом ● Отсутствие значимого прогресса в реализации принципа «рост тарифов взамен на инвестиции» и контроля над выполнением монополистами своих обязательств по модернизации ● Провоцирование роста социальной напряженности в результате роста цен ● Отсутствие прозрачности в процессе тарифообразования 5 Серик Нокин, председатель Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства ● Жесткая критика со стороны Президента РК в январе 2012 года по реализации программ жилищного строительства и модернизации ЖКХ ● Критика со стороны премьер-министра Карима Масимова в июне 2012 года по поводу низкого качества построенных домов ● Низкий уровень контроля за работой строительных организаций, что, в частности, привело к обрушению жилого дома в микрорайоне «Бесоба» города Караганды ● Фактический провал программы модернизации ЖКХ ● Высокий уровень коррупции в сфере строительства и ЖКХ (по оценкам Комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией) 6 Салидат Каирбекова, министр здравоохранения ● Жесткая критика со стороны Президента РК в январе 2012 года ● Невыполнение программы «100 школ и 100 больниц» ● Низкое качество оказания медицинских услуг населению ● Высокий уровень коррупции в медицинских учреждениях ● Сохранение низкой заработной платы и недостаточной социальной защищенности медиков ● Сохранение проблемы дефицита квалифицированных медицинских кадров, особенно в сельской местности ● Слабое реагирование на жалобы населения, включая, например, коллективную жалобу ветеранов войн и локальных конфликтов на качество обслуживания в госпитале ветеранов ВОВ в Алматы 7 Бакытжан Жумагулов, министр образования ● Критика со стороны Президента РК на совещании по развитию регионов в ноябре 2012 года по поводу неоправданно высокого уровня отчетности учреждений образования перед МОН РК ● Скандал вокруг фактов массового увольнения и задержки заработной платы большому количеству сотрудников НИИ, подведомственных МОН РК ● Скандалы и критика вокруг проведения ЕНТ ● Низкое качество оказания образовательных услуг населению ● Высокий уровень коррупции в учреждениях образования ● Низкий уровень развития отечественной науки ● Отсутствие прогресса в процессе реформирования и совершенствования системы дошкольного образования ● Сохранение проблемы дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности 8 Жанар Айтжанова, министр по делам экономической интеграции ● Слабая работа по отстаиванию национальных интересов Казахстана в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства ● Отсутствие работы по разъяснению населению преимуществ и возможных рисков участия Казахстана в ТС-ЕЭП и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) ● Отсутствие должной реакции на рост цен и тарифов в результате начала работы ЕЭП 9 Ахметжан Есимов, аким города Алматы ● Чрезмерная свобода действий начальников управлений горакимата и акимов районов Алматы ● Высокий уровень коррупции в местных органах власти ● Критическое состояние городской инфраструктуры и ЖКХ ● Неспособность обеспечить должный контроль за соблюдением подрядчиками сроков в ходе модернизации инфраструктуры города (ремонт дорог, замена труб и т.д.) ● Критическое состояние работы городского общественного транспорта ● Неадекватное реагирование коммунальных служб на снегопад и его последствия ● Резкий всплеск «точечной» застройки центра города 10 Архимед Мухамбетов, аким Актюбинской области ● Низкий уровень развития сельских населенных пунктов Актюбинской области, вследствие чего 27 из них подлежат упразднению ● Выявление органами прокуратуры большого количества нарушений, допущенных при реализации программы «Питьевая вода» и нанесших ущерб государству в 204 млн. тенге ● Сохранение латентной угрозы религиозного экстремизма и сращивания его с ОПГ 11 Нуралы Садуакасов, аким Костанайской области ● Критика со стороны Президента РК в январе 2012 года по поводу неиспользования большого количества сельхозугодий в Костанайской области ● Критика со стороны Президента РК на совещании по развитию регионов в ноябре 2012 года по поводу слабой работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Костанайской области ● Критика со стороны премьер-министра Серика Ахметова по поводу высокой дебиторской задолженности Костанайской области по коммунальным услугам 12 Серик Билялов, аким Северо-Казахстанской области Персональный выговор со стороны Президента РК на совещании по развитию регионов в ноябре 2012 года по поводу недостатков в реализации программы «Питьевая вода» и сокрытии сведений о 14 неработающих объектах в СКО 13 Кайрат Кожамжаров, аким Акмолинской области ● Критика со стороны Президента РК в январе 2012 года по поводу неиспользования большого количества сельхозугодий в Акмолинской области ● Критика со стороны Президента РК на совещании по развитию регионов в ноябре 2012 года по поводу слабой работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Акмолинской области ● Конфронтация с местными региональными элитами 14 Ербол Орынбаев, заместитель премьер-министра Отсутствие ощутимых результатов работы по выполнению поручений Президента РК, данных в его программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» 15 Габидулла Абдрахимов, председатель Агентства по защите конкуренции Слабая работа АЗК по регулированию цен на потребительском рынке и защите прав потребителей, что, в частности, привело в ряде регионов к росту цен на хлеб и другие продукты и ТНП 16 Асхат Даулбаев, генеральный прокурор Отсутствие разъяснительной работы с населением и внятной позиции Генеральной прокуратуры РК по результатам расследования «громких» дел 17 Аслан Мусин, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Утрата поста руководителя Администрации Президента РК вследствие фактического допущения дисбаланса внутри властвующей элиты и критической ситуации в Атырауской области 18 Кайрат Мами, председатель Сената Парламента Номинальная роль при высоком официальном статусе и, как следствие, отсутствие публичных оценок по резонансным событиям 19 Адильбек Джаксыбеков, министр обороны ● Высокий уровень коррупции в Вооруженных силах (по оценкам Главной военной прокуратуры, 65% коррупционных нарушений приходится на военнослужащих Минобороны РК) ● Низкое качество мобилизационной работы 20 Талгат Мусабаев, председатель Национального космического агентства ● Отсутствие конкретных договоренностей с Россией по самому амбициозному проекту космической программы – ракетно-стартовому комплексу «Байтерек». ● Неспособность расширения выгодного для Казахстана международного сотрудничества в космической сфере Таким образом, пример отмеченных выше персон демонстрирует, чтодостаточно высокая должность и обусловленная ею, а также подкрепленная устойчивыми неформальными связями и полускрытыми ресурсами, позиция в системе государственной власти далеко не всегда являются залогом эффективности и ответственности данных лиц на вверенных им участках работы. 12 эффективных чиновниковИА «Рейтинг.kz» также решило выделить тех представителей государственной элиты Казахстана, чья деятельность в 2012 году носила более-менее эффективный характер. В то же время, отмечая плюсы и достижения в работе данных лиц, нельзя было не обойти и их слабые места. Итак, лидирующие позиции в данном рейтинге занял руководитель Администрации Президента РК Карим Масимов. Несмотря на недостатки в работе возглавляемого им правительства, он не просто сохранил свою политическую «непотопляемость», но и более того получил серьезное повышение по службе, расширяющее его статус и полномочия. Уже под руководством Масимова АП как главный контролирующий и идеологический орган сыграла ключевую роль в недопущении в День Независимости Казахстана вероятных беспорядков и массовых акций протеста в связи с годовщиной жанаозенских событий. Можно сказать, что это был редкий случай, когда власть успешно сработала на опережение, заранее просчитав возможные риски и предприняв все необходимые контрмеры для их предотвращения. Кроме того, именно под эгидой АП в сжатые сроки был разработан и представлен казахстанцам такой важный стратегический документ, как Стратегия «Казахстан -2050». Вместе с тем Карим Масимов и руководимая им АП, ответственные за обеспечение и контроль за выполнением исполнительными органами власти всех уровней стратегических установок и конкретных поручений Главы государства, рискуют столкнуться здесь с теми проблемами, которые не были решены Масимовым в его бытность руководителем правительства. В связи с этим критическим моментом в работе руководителя АП остается отсутствие решительности инициировать перед Президентом РК вопрос о проведении серьезных кадровых изменений в составе правительства и среди региональных акимов. В целом, слабые стороны в работе действующего правительства обуславливают ответственность за него Масимова, несмотря на то, что он уже не является премьер-министром. На данном этапе он имеет все возможности для повышения эффективности работы правительства. Вторую позицию заслуженно занимает премьер-министр Серик Ахметов. За несколько месяцев работы в новой должности он продемонстрировал свою профессиональную подготовленность к руководству правительством. В его деятельности чувствуется стиль управленца с большим опытом работы на региональном уровне. Именно это качество очень необходимо сейчас с точки зрения реализации государственных программ, улучшения взаимодействия госорганов с населением и т.д. Беспрецедентной стала частота зарубежных поездок премьера за данный период и его встреч со своими коллегами в Кыргызстане, России, Узбекистане и Германии. Можно сказать, что эти поездки в определенной степени подняли статус действующего главы правительства до уровня политической фигуры, а не просто технократа и исполнителя волеизъявления Президента. В целом, в активе Ахметова на его новом посту пока нет каких-либо особых достижений, но в то же время нет и явных провалов. С другой стороны, такое персональное позиционирование премьера нисколько не тождественно оценке деятельности руководимого им правительства и не сглаживает его многочисленных минусов. Следует также признать, что в существующей политико-властной системе Серик Ахметов, по сути, продолжает оставаться в положении вице-премьера, разве что с расширенными полномочиями при фактическом руководстве правительством со стороны Главы государства. Председатель КНБ Нуртай Абыкаев остается одним из немногих ветеранов казахстанской политики и преданных соратников Президента РК, находящихся при делах на властном «Олимпе» республики. Несмотря на все перипетии прошлого года, он в очередной раз сумел устоять под напором потенциальных политических конкурентов и сохранил свои позиции и, следовательно, высокое доверие Главы государства. Хотя откровенно тревожные инциденты вокруг вверенных ему пограничных войск, а также фактическая уступка главной спецслужбой страны первенства в процессе противодействие терроризму и экстремизму МВД, являются своего рода «темными пятнами» на фоне отмеченных выше факторов эффективности действующего председателя КНБ. В целом, в конце 2012 года Нуртай Абыкаев сумел в полной мере компенсировать имиджевые и административные потери. Одним из проявлений этого стало участие председателя КНБ в пресс-конференции после трагического инцидента с гибелью большой группы представителей офицерского состава пограничных войск в авиакатастрофе. Вице-премьер Крымбек Кушербаев также продемонстрировал свою политическую устойчивость и востребованность лично у Главы государства, вопреки фактору жанаозенских событий. В пользу этого свидетельствует его перемещение с ничего не решающей позиции советника Президента на пост заместителя главы правительства с конкретным большим участком работы и соответствующими полномочиями. К тому же, имея солидный послужной список работы в центральных органах и на региональном уровне, он органически дополняет Серика Ахметова в руководстве правительством. К заслугам акима Астаны Имангали Тасмагамбетова можно отнести, прежде всего, презентацию столицы Казахстана на прошедшей в июне 2012 года в Париже 151-й Генеральной ассамблее международного бюро выставок в рамках конкурса на проведение EXPO-2017. Тем самым он сыграл ключевую роль в победе Казахстана в борьбе за право проведение данной всемирной выставки. К тому же Тасмагамбетов продолжает демонстрировать свои управленческие качества в процессе дальнейшего развития Астаны. С другой стороны, в главном городе Казахстана остаются нерешенными проблемы самозахватов земельных участков, ветхого и аварийного жилья, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, проявлений коррупции в сферах строительства и ЖКХ. К тому же достижения в процессе обустройства и развития Астаны не являются результатами работы только одного столичного акимата. Аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев в течение прошлого года также проявил себя в качестве компетентного и способного управленца. Показательно, что он стал одним из немногих, кто удостоился похвалы Президента РК в ходе прошедшего 28 сентября 2012 года совещания по развитию регионов. Глава государства, в частности, отметил роль ВКО в развитии автомобильной промышленности. Однако при всем этом сохраняются низкие показатели ВКО в сфере здравоохранения, что особенно касается онкологических заболеваний, а также ряд других проблем, которые отражены в проведенном в мае прошлого года исследовании «Рейтинг.kz» по ранжированию регионов Казахстана. Исходя из этого, присутствие Сапарбаева в числе наиболее эффективных чиновников можно рассматривать как своего рода «кредит доверия» с надеждой на то, что он учитывает официальные и неофициальные замечания в адрес ВКО и своей персональной работы и способен предпринять необходимые меры по их устранению. Главным показателем эффективности работы председателя Агентства по делам спорта и физической культуры Талгата Ермегияева стало достижение казахстанской сборной небывалых успехов на XXX Летних Олимпийских играх в Лондоне. При его участии для олимпийцев были созданы все условия для подготовки к главному старту четырехлетия и увеличены суммы призовых. К тому же, несмотря на свою молодость и сравнительно небольшой опыт государственной работы, Ермегияев не только хорошо проявил себя в сфере развития отечественного спорта, но и имеет большой потенциал для работы на любых различных участках в качестве «пожарного» менеджера, ориентированного на устранение критических моментов и улучшение качества управления. Единственно, что ему пока недостает, это опыта работы на региональном уровне. При непосредственном участии председателя Мажилиса Парламента Нурлана Нигматулина фактически произошла своего рода политическая реанимация нижней палаты законодательного органы страны. В результате после четырехлетнего застоя парламент постепенно начинает возвращаться в структуру государственной власти в качестве ее полноправного и активного участника. Существенным недостатком в работе депутатского корпуса Мажилиса и составляющей его ядро фракции Народно-демократической партии «Нур Отан», возглавляемой непосредственно спикером нижней палаты, остается крайне низкий уровень самостоятельной законотворческой инициативы. Председатель Агентства по делам государственной службы Алихан Байменов проводит весьма результативную и последовательную работу по реализации разработанной при его личном участии и утвержденной в июле 2011 года Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан. Так, в ноябре 2012 года по инициативе АДГС парламентом были внесены поправки в законодательные акты по вопросам государственной службы, которые расширили конкурсную составляющую при назначении на определенные должности и сократили основания для внеконкурсного перевода с одной должности на другую, а также ввели ответственность для руководителей госорганов за принуждение своих подчиненных к увольнению. Очевидно, что соответствующие меры призваны улучшить работу госслужащих и повысить уровень привлечения в их состав людей, исходя из принципов их профессиональной компетентности и отдачи приоритета государственным интересам, а не выдвижения со стороны каких-либо влиятельных персон. Вместе с тем АДГС и его руководству недостает активности и механизмов воздействия на другие госорганы в целях повышения качества оказания ими тех или иных услуг населению. Вопреки пессимистичным ожиданиям ряда экспертов и общественности Умирзак Шукеев в целом справился с обязанностями председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Несмотря на отсутствие соответствующего опыта в сфере корпоративного управления, он сумел сохранить определенную преемственность и позитивные результаты рабочего процесса данного квазигосударственного органа, достигнутые при его предыдущем руководстве. Одновременно Шукеевым и его командой были приняты меры, призванные улучшить работу ФНБ «Самрук-Казына», включая сокращение персонала «дочерних» компаний, создание Центра социального партнерства, разработку и внедрение программы сокращения затрат с целью повышения эффективности деятельности компаний группы, привлечение зарубежных консультантов и т.д. Большую работу ФНБ «Самрук-Казына» также проделал по популяризации и продвижению программы «Народное IPO», включая привлечение свыше 25 тыс. заявок на приобретение акций АО «КазТрансОйл». Вместе с тем в работе ФНБ «Самрук-Казына» сохраняется большой уровень непрозрачности, что особенно касается вопросов распределения между структурными подразделениями и «дочерними» компаниями холдинга и расходования ими бюджетных средств. Не ясны также критерии подбора кадров на работу в фонд и его подведомственные организации и установления высокой заработной платы их сотрудникам. Тем самым Шукееву как первому лицу «Самрук-Казына» можно сделать замечание за фактическое игнорирование интересов граждан как налогоплательщиков и потребителей продукции и услуг подведомственных структур холдинга. В актив вице-премьера и одновременно министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, в частности, можно включить успешное проведение 4 июля 2012 года индустриально-инновационного форума «Сильный Казахстан построим вместе!» с участием Президента РК и презентацией 6 крупных промышленных предприятий, запущенных в рамках госпрограммы ФИИР. Кроме того, Исекешев возглавил государственную комиссию по подготовке и проведению международной специализированной выставки ЭКСПО-2017, что является серьезным показателем доверия к нему со стороны Главы государства. С другой стороны, Исекешеву приходится разрываться между исполнением обязанностей вице-премьера и руководством работой МИНТ. Возможно, что этот фактор влияет на те сложности и недостатки, которые наблюдаются в процессе правительственного контроля за реализацией госпрограммы ФИИР в регионах. Особенно это касается сбоев и даже откровенного простаивания в работе некоторых предприятий после их торжественного открытия. В результате вице-премьер и его команда пока не обеспечивают полноценную динамику ФИИР. Замыкает данный список аким Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев. В его пользу, в частности, свидетельствуют положительные оценки Президента РК по достижениям в развитии ЗКО, которые он выразил по результатам своей поездки в данный регион в мае прошлого года. При этом Глава государства сделал акцент на реализацию в области программы «Питьевая вода» и создание рабочих мест для молодежи. Позднее на совещании по развитию регионов Президент также отметил опыт руководства ЗКО по эффективному стимулированию развития МСБ посредством предоставления доступных кредитов. Общие выводыПодытоживая рассматриваемое исследование, можно утверждать о том, чтов условиях современного Казахстана любые структурные и кадровые изменения в госаппарате не будут приносить ощутимых позитивных результатов до тех пор, пока они не приведут к формированию качественно нового слоя управленцев. В данном случае речь идет о государственниках, не связанных с какими-либо группами влияния и действующих исключительно в интересах своей страны и народа. Другой ключевой фактор успешности и результативности соответствующих изменений должен заключаться в совершенствовании и усилении, в том числе за счет кадрового обновления, ключевых государственных институтов в направлении обеспечения преемственности официального политического курса.Очевидно, что в своей совокупности отмеченные выше критические моменты в системе государственной власти и управления Казахстана могут стать катализаторами реальных рисков дестабилизации в стране и отступлении от политики Лидера нации после его ухода в перспективе в силу естественных или политических обстоятельств с поста Президента РК. Особенно все это актуально сейчас, когда относительная эффективность рассмотренных выше представителей государственной элиты во многом обусловлена политической поддержкой и мандатом доверия со стороны Главы государства. С другой стороны, Президент сам должен пойти на расширение возможностей и полномочий своих подчиненных, которым он наиболее всего доверяет, чтобы они могли действовать более уверено и открыто, реализовывать свои профессиональные качества в полной мере. Поэтому логическим завершением процесса модернизации политико-властной системы представляется новая конституционная реформа, призванная расширить полномочия и повысить эффективность работы правительства, а также парламента и маслихатов всех уровней. Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено продолжить мониторинг работы центральных и региональных органов государственной власти и их первых руководителей, анализ степени ее актуальности, эффективности, прозрачности и других ключевых характеристик и составление на их основе новых рейтингов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |